«Не буду Вас дурачить, основная цель этого поста — рекламная. Добрые люди выдали нам одежду, попросили ее протестировать, мы это сделали и рассказываем о своих впечатлениях. Но я постараюсь сделать это максимально не нудно.

Часть 1. Подход пешком на Южный Иныльчек + восхождение на п. Победы (7439) по маршруту Абалакова. Не упомянуть это нельзя. Подход на Южный — это 62 незабываемых километра по пыльным тропам, осыпям и ледникам. То жарко, то холодно, то солнце, то дождь, то все в порядке. Рассказывать о всех наших мытарствах долго, можно почитать тут — https://planeta-rostov.ru/post/view/id/2501. Если вкратце, то в этом сезоне мы собирались на Хан по Свириденко, но жизнь сложилась таким образом, что пошли на Победу. Опять. Для нас с Виталиком это уже третье восхождение за 4 года. Но теперь уже по маршруту Абалакова. В этом году маршрут Абалакова был прямо таки в хорошем состоянии. Снегопадов долго не было, за 3 недели серьезных лавин со стены не видели. Во время восхождения погода тоже была достаточно мягкой, для Победы уж точно. Ночью температура опускалась до -18 С, шквального ветра не было. График движения получился такой:

день 0. Вечером подход по «Звездочке» от БЛ под маршрут;

день 1: от ледника Звездочка до 6250;

день 2: от 6250 до 6650. Думали в этот день до вершины сразу, но подсыпало свежего снега и аклимуха слабая была;

день 3: вершина;

день 4: спуск.

В-общем, ничего интересного, если бы не часть 2.

Часть 2. Холодная ночевка на 6700. Мы долго анализировали почему же мы попали в такую скверную ситуацию, как холодная ночевка да еще и на 6700, да еще и на Победе? Поначалу мы полагали, что это из-за недостатка акклиматизации, глубокого снега, недостаточно раннего выхода, перестраховки на спуске (много спускались в три такта) и т.д. и т.п. Какое-то время даже считали себя дураками. Но только сев писать эту статью, я наконец понял, что на самом деле подсознательно стремился получить эту холодную ночевку, чтобы тест выданной нам одежды прошел максимально эффективно  Ну скажите, где вы еще видели, чтобы люди так усердно подходили к тестами снаряжения?

Где-то в 22:30 мы перестали мыкаться между сераками и приняли самое простое решение — ничего не делать до утра. Вырыть пещеру не удалось, получилась полу-нора, куда можно было залезть целиком одному человеку, если свернуться калачиком и не дышать или можно было вдвоем засунуть пол корпуса. В итоге разместились так: Виталик засунул свои пол корпуса в нору, а мы с Ваней уселись рядом, облокотившись друг на друга. Не могу сказать, что было очень холодно. Было вполне терпимо, бывало и холоднее. Пальцы почти не мерзли, даже не приходилось отмахиваться. Больше всего доставала неуемная дрожь, причем, мне кажется, ее причиной был не столько холод, сколько психологические факторы. Дрожь приходила даже иногда на следующий день на спуске, когда особого холода и не было. Только успокоишься и перестанешь дрожать и хоть на немножко отключишься, как Ваню начинает типать и он тебя будит. Короче, поганая ночка выдалась, никому повторять не советую. Надо сказать, что в самом начале холодной ночи мы слопали трентал и запили его на всякий случай дексаметазоном. Виталика в его полу-норе постоянно заметало снегом. Выглядело страшно: сугроб, а из него ноги Виталика. Потыкаешь его — шевелится, откопаешь снег — ругается, говорит, так холоднее. Жаль, не было сил фотографировать. Выглядело эпично.

Но так или иначе, в комплекте одежды, который я опишу ниже, нам всем троим удалось не получить никаких обморожений и вообще не получить проблем со здоровьем после такой суровой ночки! Как по мне, так это самый главный тест. При этом мы находились в состоянии серьезной усталости (но все же не критичной, запас сил был).

Часть 3. Зимний Эльбрус попытка и восхождение. В начале января мы с группой наших второразрядников из клуба «Планета» 10 дней воевали с огромным количеством свежего снега в Уллу-Тау. Мы его топтали, трамбовали, пили, ели и чего только еще не делали, даже ругались на него матом, но снег все равно нас победил и на гору мы не поднялись. Но!  До работы оставался еще целый день и мы решили, что будет очень здорово подняться на Эльбрус. Зачем? Ну как, мы же еще недостаточно протестировали одежду. С вечера поднялись на 4400, поставили палатку и с утра пошли. Ветер сильный, кусается, но идти позволяет. Видимости ну совсем нет, хорошо дорога понятная, не заблудишься. Поднялись до 5050, дальше надо было идти по «Косой» против ветра и без видимости. Решили так не делать, уйти вниз и выждать. Выждали 2 месяца и вот на 8-е марта мы опять тут. Никаких канаток, ратрактов и приютов. Идем пешком, ночуем в палатке — так честнее. Все ж таки мы спортсмены, много тренируемся и ходим на высокие горы, поэтому надо аккуратненько изучать возможности своего организма. Вот, на третий день по выезду из Ростова мы на вершине. На вершину стартовали из палатки на 4100 уже по теплому солнцу, нет смысла мерзнуть по ночи. Здесь одежда О3 Ozone показала себя просто изумительно! Она оказалась настолько теплой, что почти до «Седловины» мы ее даже не надевали!  Шли в термобелье. Перед «Седловиной» оделись посерьезнее, и только на вершине стало действительно холодно (по прогнозу -35 С). Внутри палатки на 3500 ночью было -16С. Зимний Эльбрус — достижение не самое выдающееся, но я же тут об одежде говорю. Тест прошел хорошо — не мерзли совсем!

А теперь, собственно об одежде.

1. Больше всего мне понравилась куртка Clever O-Tex WP. В качестве верхнего слоя, я ее использовал на подходах на Южный; до 6400 на Хане; в Крыму; в командировках в Мадриде и Лионе. Отличная курточка! Верхняя ткань держит небольшой ветер и слабенький дождик (после нескольких стирок дождик уже почти не держит). Дышит. Из минусов: эту же верхнюю ткань нужно стараться беречь. Я спустился пару-тройку веревок спортивным — на рукавах остаются следы. Эластичные вставки делаю куртку очень комфортной при движении, однако быстро кашлатятся и куртка слегка теряет презентабельность (одноразовая бритва поможет избавится от катышков). Капюшон с высокой передней частью защищает не только шею, но и нижнюю часть лица, что тоже очень актуально.
  2. Синтетическая «пуховка» Conor O-Tex WP легкая (700гр), быстро сохнет, греет будучи мокрой. На летние 7-тысячники (кроме, наверное, Победы) и зимний Кавказ мне вполне хватает такой вместо пуховки. С Победой как повезет, в этот раз не мерзли, но двигались быстро и с погодой повезло, но сюда я бы лучше брал пуховку потеплее. Но курткой очень доволен, хорошая вещь!
  3. Термобелье Bors O-Skin Wool и Axiom О-Stretch — все отлично. Нечего сказать, ношу везде и всегда, доволен полностью. Тепло, удобно, есть нагрудный карман, куда набиваю все, что не любит холода.
  4. Трехслойная мембранная куртка Rex 2 O-Tech 3L. Дышит, износа пока нет никакого. У нашей модели немного нестандартная размерная сетка. Если все другие вещи О3 Ozone мне подходят с размером S, то тут на S пришлось подшивать рукава. У парней такая же ситуация. Капюшон с регулировками хорошо держится на каске.
  5. Ветрозащитные штаны Swift O-Tech 3L. Все хорошо, довольно легкие, самосбрасываются (если надо, конечно). Внизу штанины нет крючка, чтобы цеплять за шнурки, и нет юбки, заменяющей бахил. В моем случае это плюс, т.к. высотный ботинок с бахилом, и крючок только мешает.
  6. Брюки Pace O-Tech Soft Shell. Использую их при беге, езде на велосипеде, лазании в Крыму. Отлично подходят для вела в прохладную и холодную погоду. Защищают от ветра и несильного дождя. Штанина внизу узкая, в цепью не закусит. Бегаю в них зимой в Ростове (тут у нас не очень холодно). При температуре теплее 10С и не сильном ветре предпочитаю, что-нибудь более дышащее. Лазал в них альпинистские маршруты в ноябре в Крыму. В-целом, удобно. Материал неплохо тянется, движение стесняет не сильно. Износ о скалы небольшой, хотя использовал активно, терся об узкие камины. Когда высоко задираешь ногу, но оголяется щиколотка, это не очень удобно, если одеты крюконоги. И один раз резко стал выбирать веревку, чтобы вщелкнуться в оттяжку выше, не заметив, что веревка обвивает ногу именно в месте оголения и пожог себе кожу. Но это – сам дурак, с веревкой лучше надо работать. Из явных минусов для меня – отсутствие обычных боковых карманов. Есть один карман, расположенный сзади. Его хватает, чтобы положить что-то одно – телефон или ключи. Объединять эти две вещи в одном кармане не хочется, т.к. можно поцарапать экран или выронить ключи, доставая телефон. А зачастую, когда иду бегать, других карманов у меня нет. Но расположен карман удобно, при езде на веле телефон не мешает. Если, конечно, у вас не огромная современная лопата размера А4.
  7. Пуховая нога от БВН. Очень легкая: 600-700гр в зависимости от размера. При первичном осмотре, я думал, что сдохну в ней. Но, в итоге, мы и на Победе, и зимой в Уллу-Тау спали в ноге БВН + «пуховка» Озон. Для базового лагеря нога не пойдет: внизу на Южном, в большой палатке, когда места много – холодно. На горе другое дело — спали вчетвером в не самой большой палатке. До 6200 всем было тепло. Выше, те, кто лежал с краю, подмерзали. У нас с собой был еще один летний синтетический спальник, укрывали им крайнего. Для себя я решил использовать пуховую ногу там, где критичен вес рюкзака — пуховку то все равно тащишь, а с пуховой ногой можно прям много сэкономить на весе. Короче, вещь хорошая для спортивных восхождений. На Победу я бы, конечно, не рекомендовал ее брать, на зимний Эльбрус и сам не взял. Но для летних восхождений в Безенги и много другого — самое то!
  8. Пуховые рукавицы БВН: очень теплые, но достаточно тяжелые. Подойдут для 7к, зимнего альпинизма, Победы и Эльбруса. На 8к не был не знаю. Громоздкие, работать первому на техническом маршруте неудобно, но они и не для этого.

Описанный комплект одежды мне, честное слово, понравился. Практично. Можно подстроиться под любую погоду, кроме очень жаркой. Для суперэкстремальных условий, конечно, нужна пуховка и штаны потеплее и полноценный спальник. Если активно двигаться, то в такой одежде я бы сказал, что можно ходить до -25 С. На техническом маршруте первому будет нормально, второй будет подмерзать, стоя на станции. Я бы сказал, что если предстоит долго стоять, то такой комплект подойдет до -15 С. Хорошее сочетание вес-тепло.

Спасибо компаниям О3 Ozone и БВН инжениринг! Хотелось бы отдельно поблагодарить Ларису Репину не только за предоставленные вещи, но и за то, что ей небезразличен альпинизм. Спасибо ей за то, что она находит время и возможности помогать нам с организацией и судейством соревнований в Ростове и области, и регулярно предоставляет призы победителям и призерам!»

Основные действующие лица:

1. Виталий Шипилов. Суров всегда, даже когда спит.

2. Ваня Осипов. Балбес. Надоел он мне, надо его выгнать из команды. Даже этот текст не удосужился прочитать… Теперь вся страна будет знать, что ты – Ваня – балбес.

3. Инна Кравченко. Девочка, очень сильная девочка.

4. Васильев Андрей. Это – я.

P.S. Автор обращает внимание читателя на то, что действующие лица, хоть и не являются выдающимися альпинистами, но имеют некоторый опыт горовосхождений и некоторый запас сил. Хоть статья и написана местами в шутливом тоне, но автор относится максимально серьезно к горовосхождениям в целом, и к описанным событиям в частности. Само собой, автор считает, что основная причина холодной ночевки на Победе — его собственная глупость и понимает, что ему повезло, и что при более суровых погодных условиях все могло бы закончиться иначе. «

Андрей Васильев специально для O3 Ozone

Фотоотчет:

Фото 1. Послойный принцип одежды. Вершина Эльбруса, 9 марта 2019.

Фото 2. Перемычка на Хане, 5850

Фото 3. Под маршрутом Свириденко на Хан

Фото 4. Эльбрус, март 2019. Мы из «Планеты»!

Фото 5. Южный Иныльчек, где-то на подходах.

Фото 6. Виталик лазает на Хане, 6400.

Фото 7. Победа по Абалакову, 6100

Фото 8. Победа по Абалакову, 6200

Фото 9. Победа по Абалакову, скалы на 6300

Фото 10. Бескрайняя «Звездочка»

Фото 11. Королева Эльбруса

Фото 12. Зима в Уллу-тау

Фото 13. Косая полка

Фото 14. Левый берег дона, ветер и мороз.

Фото 15. Крым, «Правый ромб»